Регрессии при чтении
Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Технологии чтения»!
В предыдущих статьях мы говорили о первом ограничителе скорости чтения – артикуляции.
Сегодня речь пойдет об еще одном ограничителе – регрессии.
Регрессии — это возвратные движения глаз к уже прочитанной части текста (слову, фразе, предложению). Чем чаще мы возвращаемся — тем ниже скорость чтения.
Возвраты могут быть произвольные и непроизвольные.
Произвольные возвратные движения — реципации. Это целенаправленные и обоснованные возвраты – для более глубокого осмысления уже прочитанного текста.
Непроизвольные или механические возвратные движения глаз могут вызываться различными причинами.
1. Неуверенность.
Читающие с регрессиями – сознательно или подсознательно не доверяют своему пониманию прочитанного.
«Вернись назад, ведь ничего не понял»,— такие мысли возникают у читателя.
В случае если регрессии, вызваны ошибками восприятия или ограниченным словарным запасом – это нормально.
Но у некоторых читателей возникает чувство дискомфорта до тех пор, пока не будут перечитаны некоторые отрывки. Подсознательно читатель начинает все меньше и меньше доверять своей памяти, формируется подсознательный алгоритм: понимание и запоминание только после нескольких прочтений.
Это приобретает уже невротический характер и формирует устойчивую привычку, с которой необходимо бороться.
2. Отсутствие внимания.
Читаешь, думаешь о чем-то другом. Когда внимание вернулось, то видишь, что смысл прочитанного (глазами, но не умом) потерян, — приходится возвращаться в исходную точку текста, где внимание было потеряно.
На эту тему моя книга «Куда уходит внимание?».
3. Слабый словарный запас (Тезаурус).
При чтении часто возникают новые термины, непонятные слова. Если скорость чтения достаточно высокая, то «спотыкаешься» на этих словах, чувствуешь, что что-то упустил – приходится возвращаться.
*****
Как видим все очень просто: убираем неуверенность, повышаем внимание и расширяем словарный запас. В результате избавляемся от ненужных регрессий. Примерно так рекомендуют стандартные методики школ скорочтения.
Но, не все так просто. Можно перепутать причину и следствие. Возвраты – это следствие трудностей в чтении, а не причина.
Трудности же в чтении, обусловлены в первую очередь — слабыми навыками нашего мышления.
Какими?
Логичность, аналитичность, активность, образность, системность и тд.
Во вторую очередь – это слабый словарный запас. Далее – внимание, отсутствие целей чтения и тд.
Поэтому можно конечно «заставить» глаза не возвращаться, используя различные упражнения. Но лучше работать не с глазами, а с развитием мышления и навыков чтения.
*****
Развитие мышления – это сложный процесс. Поэтому использование упражнений на устранение регрессий тоже может принести пользу.
Хотя бы такую: раньше мы на это не обращали внимание. Возвраты осуществлялись автоматически на подсознательной привычке. Сейчас мы можем этим процессом управлять. Это уже повысит скорость чтение раза в два.
Итак, правило № 1 – читаем только вперед, без регрессий.
Определяем для себя такую установку. Никаких возвратных движений.
Помочь в этом могут различные способы.
1. Чтение с помощью указки (палец, карандаш).
Этот метод используют в школе динамического чтения Э. Вуд, этот способ предлагает и Т. Бьюзен в книге «Учебник быстрого чтения» и еще многие другие.
Указка позволяет сконцентрировать внимание на тексте, а скорость движения указки позволит увеличить и скорость чтения.
Правда здесь речь не идет о понимании содержания прочитанного, но это следующий этап.
2. Использование специального шаблона, который закрывает уже прочитанное.
Хотя исследования показывают, что если привычка возвратов устойчивая, то даже шаблон не исключает возврат глаз, которые по привычке движутся назад в надежде второго прочтения. Так что это уже подсознательная привычка, и здесь необходимо вырабатывать противоположную привычку – глаза только вперед.
Но не стоит максимизировать до крайности, иногда логические возвраты необходимы – чтобы уточнить мысль, но не ради самой привычки, обусловленной неуверенностью в понимании с первого прочтения.
Понимание прочитанного со временем придет, поэтому усилия будут не бесполезны.
3. Чтение вслух.
Это тоже вариант устранения регрессий. Поэтому если скорость чтения вслух компенсирует время, затраченное на возвраты, почему бы не использовать иногда и этот вариант.
4. Ограничение времени.
Можно прочесть страницу за 3 минуты, но можно ставить цель – за 2, 1 минуту. Это также способствует тому, что возвраты сократятся, ведь цейтнот требует каких-то изменений в действиях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий