Логопедические игры
для свистящих звуков [с], [з]
Песенка пылесоса
Ребенок растягивает губы в улыбке, зубки сближает,
но не смыкает их, а кончик языка прячет за верхними зубками.
А теперь нужно подуть холодной воздушной струей – именно так
и получается песенка пылесоса.
Веселый пылесос
Для этой игры может понадобиться игрушечный пылесос или
изображение с пылесосом и дорожками для уборки.
Малышу нужно «пропылесосить» все дорожки, при этом исполняя
песенку пылесоса (1 игра) без остановки
(для этого требуется взять побольше дыхания, а на выдохе начинать петь).
Веселые слова
Игра очень напоминает всеми любимую «Съедобное — несъедобное»
и для нее нужен мячик. Взрослый бросает ребенку мяч и
произносит разные слова, где есть звуки «с» и «з», и где их нет.
Если есть нужные звуки, то мяч следует поймать, если их нет,
то мяч нужно отбить.
Эта игра учит различать в речи слов со звуками «с» и «з»,
развитие реакции и координации движений.
Сорока и совенок
Для игры нужна картинка с изображением совенка и сороки,
листочки дерева, вырезанные из бумаги, на обороте которых
имеются картинки продуктов с разными звуками.
Для начала познакомьте ребенка с совенком и сорокой,
расскажите о них. Потом покажите малышу изображения на листочках
и предложите ему выбрать птичкам те продукты,
в названии которых присутствуют звуки «с» и «з».
При этом нужно произносить вслух названия этих продуктов.
Сладкоежки
В помощь понадобится картинка с изображением девочки и
мальчика либо куклы, вырезанные из плотной бумаги пирожные,
на обратной стороне которых много предметов, в чьих названиях есть
звуки «с» и «з».
Девочка с мальчиком очень любят пирожные, наша задача — угостить их.
При этом требуется произнести название картинки, выговаривая чисто
звуки «с» и «з». Если звуки будут звучать неправильно, то пирожные не
достанутся детям, и они останутся без сладкого, поэтому нужно очень
стараться.
Цветочная поляна
Для этой игры также нужна картинка с изображением двух девочек
на полянке, вырезанные из бумаги цветочки, на обратной стороне
которых изображены предметы, в чьем названии присутствуют
звуки «с» и «з».
Как играть: необходимо помочь девочкам посадить цветочки на полянку,
но при этом требуется правильно произнести звуки «с» и «з» в словах,
иначе полянка останется некрасивой.
Он-они
Эта игра научит ребенка не только правильно произносить звуки,
но и склонять слова. Взрослый начинает, ребенок продолжает. Например: Он закричит, и они закричат.
Он сядет, и они… (сядут).
Он залезет, и они… (залезут).
Он созреют, и они … (созреют).
Он запрыгает, и они … (запрыгают).
Он сорвет, и они … (сорвут).
Он заряжает, и они … (заряжают).
Он слезет, и они … (слезут).
Он зажмет, и они … (зажмут).
Он встанет, и они … (встанут).
Ребенок растягивает губы в улыбке, зубки сближает,
но не смыкает их, а кончик языка прячет за верхними зубками.
А теперь нужно подуть холодной воздушной струей – именно так
и получается песенка пылесоса.
но не смыкает их, а кончик языка прячет за верхними зубками.
А теперь нужно подуть холодной воздушной струей – именно так
и получается песенка пылесоса.
Веселый пылесос
Для этой игры может понадобиться игрушечный пылесос или
изображение с пылесосом и дорожками для уборки.
изображение с пылесосом и дорожками для уборки.
Малышу нужно «пропылесосить» все дорожки, при этом исполняя
песенку пылесоса (1 игра) без остановки
(для этого требуется взять побольше дыхания, а на выдохе начинать петь).
песенку пылесоса (1 игра) без остановки
(для этого требуется взять побольше дыхания, а на выдохе начинать петь).
Веселые слова
Игра очень напоминает всеми любимую «Съедобное — несъедобное»
и для нее нужен мячик. Взрослый бросает ребенку мяч и
произносит разные слова, где есть звуки «с» и «з», и где их нет.
Если есть нужные звуки, то мяч следует поймать, если их нет,
то мяч нужно отбить.
и для нее нужен мячик. Взрослый бросает ребенку мяч и
произносит разные слова, где есть звуки «с» и «з», и где их нет.
Если есть нужные звуки, то мяч следует поймать, если их нет,
то мяч нужно отбить.
Эта игра учит различать в речи слов со звуками «с» и «з»,
развитие реакции и координации движений.
развитие реакции и координации движений.
Сорока и совенок
Для игры нужна картинка с изображением совенка и сороки,
листочки дерева, вырезанные из бумаги, на обороте которых
имеются картинки продуктов с разными звуками.
листочки дерева, вырезанные из бумаги, на обороте которых
имеются картинки продуктов с разными звуками.
Для начала познакомьте ребенка с совенком и сорокой,
расскажите о них. Потом покажите малышу изображения на листочках
и предложите ему выбрать птичкам те продукты,
в названии которых присутствуют звуки «с» и «з».
При этом нужно произносить вслух названия этих продуктов.
расскажите о них. Потом покажите малышу изображения на листочках
и предложите ему выбрать птичкам те продукты,
в названии которых присутствуют звуки «с» и «з».
При этом нужно произносить вслух названия этих продуктов.
Сладкоежки
В помощь понадобится картинка с изображением девочки и
мальчика либо куклы, вырезанные из плотной бумаги пирожные,
на обратной стороне которых много предметов, в чьих названиях есть
звуки «с» и «з».
мальчика либо куклы, вырезанные из плотной бумаги пирожные,
на обратной стороне которых много предметов, в чьих названиях есть
звуки «с» и «з».
Девочка с мальчиком очень любят пирожные, наша задача — угостить их.
При этом требуется произнести название картинки, выговаривая чисто
звуки «с» и «з». Если звуки будут звучать неправильно, то пирожные не
достанутся детям, и они останутся без сладкого, поэтому нужно очень
стараться.
При этом требуется произнести название картинки, выговаривая чисто
звуки «с» и «з». Если звуки будут звучать неправильно, то пирожные не
достанутся детям, и они останутся без сладкого, поэтому нужно очень
стараться.
Цветочная поляна
Для этой игры также нужна картинка с изображением двух девочек
на полянке, вырезанные из бумаги цветочки, на обратной стороне
которых изображены предметы, в чьем названии присутствуют
звуки «с» и «з».
на полянке, вырезанные из бумаги цветочки, на обратной стороне
которых изображены предметы, в чьем названии присутствуют
звуки «с» и «з».
Как играть: необходимо помочь девочкам посадить цветочки на полянку,
но при этом требуется правильно произнести звуки «с» и «з» в словах,
иначе полянка останется некрасивой.
но при этом требуется правильно произнести звуки «с» и «з» в словах,
иначе полянка останется некрасивой.
Он-они
Эта игра научит ребенка не только правильно произносить звуки,
но и склонять слова. Взрослый начинает, ребенок продолжает. Например: Он закричит, и они закричат.
но и склонять слова. Взрослый начинает, ребенок продолжает. Например: Он закричит, и они закричат.
Он сядет, и они… (сядут).
Он залезет, и они… (залезут).
Он созреют, и они … (созреют).
Он запрыгает, и они … (запрыгают).
Он сорвет, и они … (сорвут).
Он заряжает, и они … (заряжают).
Он слезет, и они … (слезут).
Он зажмет, и они … (зажмут).
Он встанет, и они … (встанут).
для шипящих звуков [ш], [ж]
А теперь поговорим о шипящих…
Шипящие искажаются по причине присутствия у ребенка какого-либо
вида сигматизма, дефектов слуха, уздечки языка, неправильной работа губ,
сильного напряжения языка.
Например, звук «ш» малыш может искажать разными способами:
-
опускание звука «ш» в речи («Машка» — «Мака»);
-
замена его на звук «т», «ф» или «с» («мишка» – «мифка»,
- «мишка» — «митка», «мишка» – «миска»,).
Какими бы ни были искажения звуков, все можно поправить при помощи
занимательных логопедических игр-упражнений. Вам понадобятся хорошее
настроение и терпение. Напоминаем, что заниматься нужно каждый день
в утренние часы. Длительность занятий составляет от 20 до 40 минут.
Главное, чему нужно научиться малышу при постановке шипящих звуков,
— это делать свой язычок широким и спокойно удерживать его на нижней
губе распластанным некоторое время: считая от 5 до 10. Такое положение
языка является основным для постановки шипящих.
Конфетка
Эта игра претендует стать самой любимой у ребенка.
Для игры предлагаем ребенку представить конфету.
Развернуть ее, воображая в руках, и как-бы положить ее себе в рот.
Затем ребенок делает сосательные движения во рту,
как-будто по-настоящему сосет конфетку. В конце ,
ее обязательно «проглотить».
Летающая пушинка
Попросите ребенка изобразить улыбку,
сделать язычок широким и закрыть им нижнюю губу,
потом, как бы произнося звук «ф», подуть на ватку так,
чтобы она улетела на дальний край стола.
А теперь поговорим о шипящих…
Шипящие искажаются по причине присутствия у ребенка какого-либо
вида сигматизма, дефектов слуха, уздечки языка, неправильной работа губ,
сильного напряжения языка.
Например, звук «ш» малыш может искажать разными способами:
Шипящие искажаются по причине присутствия у ребенка какого-либо
вида сигматизма, дефектов слуха, уздечки языка, неправильной работа губ,
сильного напряжения языка.
Например, звук «ш» малыш может искажать разными способами:
- опускание звука «ш» в речи («Машка» — «Мака»);
- замена его на звук «т», «ф» или «с» («мишка» – «мифка»,
- «мишка» — «митка», «мишка» – «миска»,).
Какими бы ни были искажения звуков, все можно поправить при помощи
занимательных логопедических игр-упражнений. Вам понадобятся хорошее
настроение и терпение. Напоминаем, что заниматься нужно каждый день
в утренние часы. Длительность занятий составляет от 20 до 40 минут.
занимательных логопедических игр-упражнений. Вам понадобятся хорошее
настроение и терпение. Напоминаем, что заниматься нужно каждый день
в утренние часы. Длительность занятий составляет от 20 до 40 минут.
Главное, чему нужно научиться малышу при постановке шипящих звуков,
— это делать свой язычок широким и спокойно удерживать его на нижней
губе распластанным некоторое время: считая от 5 до 10. Такое положение
языка является основным для постановки шипящих.
— это делать свой язычок широким и спокойно удерживать его на нижней
губе распластанным некоторое время: считая от 5 до 10. Такое положение
языка является основным для постановки шипящих.
Конфетка
Эта игра претендует стать самой любимой у ребенка.
Для игры предлагаем ребенку представить конфету.
Развернуть ее, воображая в руках, и как-бы положить ее себе в рот.
Затем ребенок делает сосательные движения во рту,
как-будто по-настоящему сосет конфетку. В конце ,
ее обязательно «проглотить».
Для игры предлагаем ребенку представить конфету.
Развернуть ее, воображая в руках, и как-бы положить ее себе в рот.
Затем ребенок делает сосательные движения во рту,
как-будто по-настоящему сосет конфетку. В конце ,
ее обязательно «проглотить».
Летающая пушинка
Попросите ребенка изобразить улыбку,
сделать язычок широким и закрыть им нижнюю губу,
потом, как бы произнося звук «ф», подуть на ватку так,
чтобы она улетела на дальний край стола.
сделать язычок широким и закрыть им нижнюю губу,
потом, как бы произнося звук «ф», подуть на ватку так,
чтобы она улетела на дальний край стола.
Сыроежка
Традиционное упражнение «Грибок» — сделать язычок широким,
изобразив шляпку грибочка, присосать его к нёбу и удержать
на счет от 5 до 10.
Традиционное упражнение «Грибок» — сделать язычок широким,
изобразив шляпку грибочка, присосать его к нёбу и удержать
на счет от 5 до 10.
изобразив шляпку грибочка, присосать его к нёбу и удержать
на счет от 5 до 10.
Вольный ветер
Снова вооружаемся кусочком ватки. Положить ватку на носик малыша,
которому нужно будет научиться ее правильно сдувать.
Для этого ребенку следует из язычка сделать «лодочку»,
т.е. завернуть кончик языка назад, опустив его спинку вниз.
Затем кончик языка нужно поместить на верхнюю губу.
Из такого положения малышу требуется подуть на ватку-пушинку так,
чтобы она взлетела вверх.
Далее следует из похожего положения
(только язык малыша должен находиться не на верхней губе,
а за передними зубами) подуть уже на кончик языка.
Таким образом, и появляются шипящие звуки
Снова вооружаемся кусочком ватки. Положить ватку на носик малыша,
которому нужно будет научиться ее правильно сдувать.
Для этого ребенку следует из язычка сделать «лодочку»,
т.е. завернуть кончик языка назад, опустив его спинку вниз.
Затем кончик языка нужно поместить на верхнюю губу.
Из такого положения малышу требуется подуть на ватку-пушинку так,
чтобы она взлетела вверх.
которому нужно будет научиться ее правильно сдувать.
Для этого ребенку следует из язычка сделать «лодочку»,
т.е. завернуть кончик языка назад, опустив его спинку вниз.
Затем кончик языка нужно поместить на верхнюю губу.
Из такого положения малышу требуется подуть на ватку-пушинку так,
чтобы она взлетела вверх.
Далее следует из похожего положения
(только язык малыша должен находиться не на верхней губе,
а за передними зубами) подуть уже на кончик языка.
Таким образом, и появляются шипящие звуки
(только язык малыша должен находиться не на верхней губе,
а за передними зубами) подуть уже на кончик языка.
Таким образом, и появляются шипящие звуки
Поющая змейка
На листе бумаги предложите ребенку нарисовать тропинку для змейки,
а потом «проползти» вместе с ней по этой дорожке,
напевая песенку змеи: «ш-ш-ш-ш-ш».
На листе бумаги предложите ребенку нарисовать тропинку для змейки,
а потом «проползти» вместе с ней по этой дорожке,
напевая песенку змеи: «ш-ш-ш-ш-ш».
а потом «проползти» вместе с ней по этой дорожке,
напевая песенку змеи: «ш-ш-ш-ш-ш».
Веселый жучок
Аналогично упражнению выше, малыш рисует путь полета для жучка,
а потом «летает» вместе с ним, напевая песенку жучка «ж-ж-ж-ж-ж-ж».
Аналогично упражнению выше, малыш рисует путь полета для жучка,
а потом «летает» вместе с ним, напевая песенку жучка «ж-ж-ж-ж-ж-ж».
а потом «летает» вместе с ним, напевая песенку жучка «ж-ж-ж-ж-ж-ж».
Большой Ух
Задача этой игры — научить ребенка различать звуки на слух.
Взрослый читает много слов, а малыш хлопает в ладоши всякий раз,
когда слышит шипящие звуки «ш» и «ж».
Задача этой игры — научить ребенка различать звуки на слух.
Взрослый читает много слов, а малыш хлопает в ладоши всякий раз,
когда слышит шипящие звуки «ш» и «ж».
Взрослый читает много слов, а малыш хлопает в ладоши всякий раз,
когда слышит шипящие звуки «ш» и «ж».
Веселый попугайчик
Ребенок превращается в попугая!
И просто правильно повторяет за взрослым следующие ряды слогов:
«жу-жу-жу», «шу-шу-шу», «жа-жа-жа», «ша-ша-ша», «жи-жи-жи»,
«ши-ши-ши» и другие чистоговорки.
Ребенок превращается в попугая!
И просто правильно повторяет за взрослым следующие ряды слогов:
«жу-жу-жу», «шу-шу-шу», «жа-жа-жа», «ша-ша-ша», «жи-жи-жи»,
«ши-ши-ши» и другие чистоговорки.
И просто правильно повторяет за взрослым следующие ряды слогов:
«жу-жу-жу», «шу-шу-шу», «жа-жа-жа», «ша-ша-ша», «жи-жи-жи»,
«ши-ши-ши» и другие чистоговорки.
Знайка
Для игры вооружитесь карточками с изображением разных предметов и разноцветными игровыми фишками.
Ребенок выбирает из всех карточек слова, в названии которых имеются звуки «ш» и «ж», называет их и ставит на них сверху игровые фишки. Если звуки «ш» и «ж» находятся в начале слова, то желтую фишку, если в середине, то зеленую, если в конце – красную.
Продолжаем выполнять логопедические упражнения с ребенком и произносить слова с шипящими звуками, составляем предложения из таких слов, пока навык правильного произношения не закрепится окончательно. При этом не забываем, что развитие ребенка должно быть многогранным! Обязательно гуляйте на свежем воздухе, проводите время вместе, возьмите семейный абонемент в бассейн или сходите в кино. Дарите друг другу побольше позитивных эмоций
Для игры вооружитесь карточками с изображением разных предметов и разноцветными игровыми фишками.
Ребенок выбирает из всех карточек слова, в названии которых имеются звуки «ш» и «ж», называет их и ставит на них сверху игровые фишки. Если звуки «ш» и «ж» находятся в начале слова, то желтую фишку, если в середине, то зеленую, если в конце – красную.
Продолжаем выполнять логопедические упражнения с ребенком и произносить слова с шипящими звуками, составляем предложения из таких слов, пока навык правильного произношения не закрепится окончательно. При этом не забываем, что развитие ребенка должно быть многогранным! Обязательно гуляйте на свежем воздухе, проводите время вместе, возьмите семейный абонемент в бассейн или сходите в кино. Дарите друг другу побольше позитивных эмоций
Непослушные звуки
В настоящее время в силу разных причин у детей все чаще
встречаются дефекты развития речи.
И одним из таких самых распространенных
недостатков является неправильное звуковое произношение.
И если до 4 лет за развитием речи малыша стоит только
внимательно наблюдать, то после достижения этого возраста
необходимо начинать предпринимать ряд мер для правильной
постановки речи ребенка.
В настоящее время в силу разных причин у детей все чаще
встречаются дефекты развития речи.
И одним из таких самых распространенных
недостатков является неправильное звуковое произношение.
И если до 4 лет за развитием речи малыша стоит только
внимательно наблюдать, то после достижения этого возраста
необходимо начинать предпринимать ряд мер для правильной
постановки речи ребенка.
встречаются дефекты развития речи.
И одним из таких самых распространенных
недостатков является неправильное звуковое произношение.
И если до 4 лет за развитием речи малыша стоит только
внимательно наблюдать, то после достижения этого возраста
необходимо начинать предпринимать ряд мер для правильной
постановки речи ребенка.
Дефекты звукового произношения разделяют на несколько видов:
1. Дислалия (косноязычие).
Проявляется этот вид нарушения речи в том, что ребенок пропускает некоторые звуки при говорении (например, [акета] вместо [ракета], искажает их (неправильно произносит) или производит замену одного звука другим.
Почему же возникает дислалия?
Конечно, иногда случается, что у малыша присутствуют нарушения слуха,
неправильное строение аппарата речи, нарушения прикуса и пр.
В этом случае косноязычие происходит именно по этим причинам,
и тогда его называют механическим. Но сейчас очень часто, даже
у деток при отсутствии вышеназванных дефектов, наблюдается одно или несколько нарушений звукопроизношения. Это происходит по причине слабости специфических нервных процессов, происходящих в головном мозге малыша. Чаще всего, нарушения нервных процессов бывают в результате неблагополучного внутриутробного развития ребенка, гипоксии, длительных и тяжелых родов, кефалогематомы и пр. Такие детские расстройства называют функциональными.
2. Дизартрия (речь ребенка является нечленораздельной)
по следующим причинам:
-
повреждения мозга вследствие травм;
-
воспалительные процессы, происходящие в головном мозге ребенка;
-
недостаток мозгового кровообращения.
Детки с дизартрией нуждаются в наблюдении специальных врачей, а для малышей с косноязычием есть интересные игры и упражнения, которые способны благополучно помочь им в развитии речи, хотя и дислалия также бывает различной степени сложности.
1. Дислалия (косноязычие).
Проявляется этот вид нарушения речи в том, что ребенок пропускает некоторые звуки при говорении (например, [акета] вместо [ракета], искажает их (неправильно произносит) или производит замену одного звука другим.
Проявляется этот вид нарушения речи в том, что ребенок пропускает некоторые звуки при говорении (например, [акета] вместо [ракета], искажает их (неправильно произносит) или производит замену одного звука другим.
Почему же возникает дислалия?
Конечно, иногда случается, что у малыша присутствуют нарушения слуха,
неправильное строение аппарата речи, нарушения прикуса и пр.
В этом случае косноязычие происходит именно по этим причинам,
и тогда его называют механическим. Но сейчас очень часто, даже
у деток при отсутствии вышеназванных дефектов, наблюдается одно или несколько нарушений звукопроизношения. Это происходит по причине слабости специфических нервных процессов, происходящих в головном мозге малыша. Чаще всего, нарушения нервных процессов бывают в результате неблагополучного внутриутробного развития ребенка, гипоксии, длительных и тяжелых родов, кефалогематомы и пр. Такие детские расстройства называют функциональными.
Конечно, иногда случается, что у малыша присутствуют нарушения слуха,
неправильное строение аппарата речи, нарушения прикуса и пр.
В этом случае косноязычие происходит именно по этим причинам,
и тогда его называют механическим. Но сейчас очень часто, даже
у деток при отсутствии вышеназванных дефектов, наблюдается одно или несколько нарушений звукопроизношения. Это происходит по причине слабости специфических нервных процессов, происходящих в головном мозге малыша. Чаще всего, нарушения нервных процессов бывают в результате неблагополучного внутриутробного развития ребенка, гипоксии, длительных и тяжелых родов, кефалогематомы и пр. Такие детские расстройства называют функциональными.
2. Дизартрия (речь ребенка является нечленораздельной)
по следующим причинам:
по следующим причинам:
- повреждения мозга вследствие травм;
- воспалительные процессы, происходящие в головном мозге ребенка;
- недостаток мозгового кровообращения.
Детки с дизартрией нуждаются в наблюдении специальных врачей, а для малышей с косноязычием есть интересные игры и упражнения, которые способны благополучно помочь им в развитии речи, хотя и дислалия также бывает различной степени сложности.
Логопедические игры
для детей
Сейчас существуют многочисленные логопедические игры для детей,
которые могут помочь родителям проводить с детьми регулярные
интересные занятия. Здесь мы опишем вам самые эффективные из них, те,
которые включают в себя специальные логопедические упражнения,
прорабатывающие такой важный аспект развития речи, как постановка
звуков.
Чаще всего, у малышей проблемы возникают с произношением таких звуков,
как [л], [р], [ж], [ш], [с], [з], [ч], [щ].
Необходимо сказать, что в работе над любым звуком, можно выделить
несколько ступеней:
-
Утонение и постановка правильной артикуляции (движений речевого аппарата), требуемой для произнесения того или иного звука. На данном этапе проводится специальная гимнастика для аппарата речи.
-
Появление и постановка нужного звука.
-
Усвоение и закрепление тренируемого звука.
Играть с ребенком лучше в первой половине дня каждый день
(не следует пропускать занятия), чтобы гарантированно достичь
нужного результата. В этой статье мы будем тренировать звуки [л – л`].
Ну, а теперь сами логопедические игры, которые, кстати, можно создать
и своими руками:
Сейчас существуют многочисленные логопедические игры для детей,
которые могут помочь родителям проводить с детьми регулярные
интересные занятия. Здесь мы опишем вам самые эффективные из них, те,
которые включают в себя специальные логопедические упражнения,
прорабатывающие такой важный аспект развития речи, как постановка
звуков.
которые могут помочь родителям проводить с детьми регулярные
интересные занятия. Здесь мы опишем вам самые эффективные из них, те,
которые включают в себя специальные логопедические упражнения,
прорабатывающие такой важный аспект развития речи, как постановка
звуков.
Чаще всего, у малышей проблемы возникают с произношением таких звуков,
как [л], [р], [ж], [ш], [с], [з], [ч], [щ].
как [л], [р], [ж], [ш], [с], [з], [ч], [щ].
Необходимо сказать, что в работе над любым звуком, можно выделить
несколько ступеней:
несколько ступеней:
- Утонение и постановка правильной артикуляции (движений речевого аппарата), требуемой для произнесения того или иного звука. На данном этапе проводится специальная гимнастика для аппарата речи.
- Появление и постановка нужного звука.
- Усвоение и закрепление тренируемого звука.
Играть с ребенком лучше в первой половине дня каждый день
(не следует пропускать занятия), чтобы гарантированно достичь
нужного результата. В этой статье мы будем тренировать звуки [л – л`].
(не следует пропускать занятия), чтобы гарантированно достичь
нужного результата. В этой статье мы будем тренировать звуки [л – л`].
Ну, а теперь сами логопедические игры, которые, кстати, можно создать
и своими руками:
и своими руками:
Звуковой диктант.
Что понадобится: карточки со словами, в которых есть звуки «л-ль»
в начале слова, в середине слова и в конце слова, разноцветные фишки
(3 цвета).
Как играть: каждому малышу достается по 10 карточек с разным
расположением звуков «л-ль» в словах. Взрослый произносит слово,
а ребенок обозначает фишкой место нужного звука на карточке («л» в начале слова обозначается фишкой желтого цвета, в середине – красного, в конце – зеленого, или цвета выбираются по вашему желанию).
Цель игры: определение позиции звуков «л-ль» в словах на слух.
Что понадобится: карточки со словами, в которых есть звуки «л-ль»
в начале слова, в середине слова и в конце слова, разноцветные фишки
(3 цвета).
в начале слова, в середине слова и в конце слова, разноцветные фишки
(3 цвета).
Как играть: каждому малышу достается по 10 карточек с разным
расположением звуков «л-ль» в словах. Взрослый произносит слово,
а ребенок обозначает фишкой место нужного звука на карточке («л» в начале слова обозначается фишкой желтого цвета, в середине – красного, в конце – зеленого, или цвета выбираются по вашему желанию).
расположением звуков «л-ль» в словах. Взрослый произносит слово,
а ребенок обозначает фишкой место нужного звука на карточке («л» в начале слова обозначается фишкой желтого цвета, в середине – красного, в конце – зеленого, или цвета выбираются по вашему желанию).
Цель игры: определение позиции звуков «л-ль» в словах на слух.
Звуковое волшебство.
Что понадобится: очень много загадок, в отгадках которых
присутствуют звуки «л-ль», квадратики картона с изображением
букв русского алфавита.
Как играть: загадывать малышу загадки.
Отгаданное слово ребенок должен сложить из имеющейся азбуки
и выложить его на столе.
Цель игры: развитие и закрепление навыков анализа звуков.
Что понадобится: очень много загадок, в отгадках которых
присутствуют звуки «л-ль», квадратики картона с изображением
букв русского алфавита.
присутствуют звуки «л-ль», квадратики картона с изображением
букв русского алфавита.
Как играть: загадывать малышу загадки.
Отгаданное слово ребенок должен сложить из имеющейся азбуки
и выложить его на столе.
Отгаданное слово ребенок должен сложить из имеющейся азбуки
и выложить его на столе.
Цель игры: развитие и закрепление навыков анализа звуков.
Веселые хлопки.
Что понадобится: группа детей (или один ребенок), взрослый
и большой запас слов со звуками «л-ль» и без них.
Как играть: взрослый читает слова, а дети хлопают, когда слышат
слова, в которых звуки «л-ль» отсутствуют.
Цель игры: развитие умения выделять определенный звук на фоне
целого слова.
Что понадобится: группа детей (или один ребенок), взрослый
и большой запас слов со звуками «л-ль» и без них.
и большой запас слов со звуками «л-ль» и без них.
Как играть: взрослый читает слова, а дети хлопают, когда слышат
слова, в которых звуки «л-ль» отсутствуют.
слова, в которых звуки «л-ль» отсутствуют.
Цель игры: развитие умения выделять определенный звук на фоне
целого слова.
целого слова.
Заблудившийся кораблик.
Что понадобится: картинки с изображением корабликов и нескольких
путей (лабиринтов) для них.
Как играть: ребенку следует помочь корабликам дойти до причала,
проложив им путь пальчиком и протяжно повторяя «ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ».
Цель игры: научение правильному произношению звука «Л».
Что понадобится: картинки с изображением корабликов и нескольких
путей (лабиринтов) для них.
путей (лабиринтов) для них.
Как играть: ребенку следует помочь корабликам дойти до причала,
проложив им путь пальчиком и протяжно повторяя «ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ».
проложив им путь пальчиком и протяжно повторяя «ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ».
Цель игры: научение правильному произношению звука «Л».
Повторюшка.
Что понадобится: магнитофон или взрослый, произносящий звуки «л-ль».
Как играть: диктор или взрослый четко произносит твердые и мягкие
звуки «л-ль», а ребенок должен повторить их следом за ним в точности.
Цель игры: научение правильному произношению твердого звука «Л».
Что понадобится: магнитофон или взрослый, произносящий звуки «л-ль».
Как играть: диктор или взрослый четко произносит твердые и мягкие
звуки «л-ль», а ребенок должен повторить их следом за ним в точности.
звуки «л-ль», а ребенок должен повторить их следом за ним в точности.
Цель игры: научение правильному произношению твердого звука «Л».
Прыжки по кочкам.
Что понадобится: разноцветный картон с изображением «кочек».
Как играть: детки-зайчики, чтобы спастись от волка должны
перепрыгивать с кочки на кочку, но это сделать можно только верно
повторив за взрослым слоги со звуком «Л».
Цель игры: закрепление навыка произношения твердого звука «Л».
Что понадобится: разноцветный картон с изображением «кочек».
Как играть: детки-зайчики, чтобы спастись от волка должны
перепрыгивать с кочки на кочку, но это сделать можно только верно
повторив за взрослым слоги со звуком «Л».
перепрыгивать с кочки на кочку, но это сделать можно только верно
повторив за взрослым слоги со звуком «Л».
Цель игры: закрепление навыка произношения твердого звука «Л».
Сказочный ларец.
Что понадобится: много картинок с изображением различных
сказочных персонажей.
Как играть: ребенку нужно рассмотреть картинки и отобрать
те из них, в названии которых присутствует твердый звук «Л».
Цель игры: закрепление навыка произношения звука «Л».
Что понадобится: много картинок с изображением различных
сказочных персонажей.
сказочных персонажей.
Как играть: ребенку нужно рассмотреть картинки и отобрать
те из них, в названии которых присутствует твердый звук «Л».
те из них, в названии которых присутствует твердый звук «Л».
Цель игры: закрепление навыка произношения звука «Л».
Рыбалка наоборот.
Что понадобится: игрушечная удочка и много карточек
с изображением предметов, включающих в себя мягкий звук «ЛЬ».
Как играть: цепляем на удочку карточки и правильно произносим
«попавшиеся на крючок» предметы (лестница, лента и т.д.).
Цель игры: закрепление навыка произношения мягкого звука «ЛЬ».
Что понадобится: игрушечная удочка и много карточек
с изображением предметов, включающих в себя мягкий звук «ЛЬ».
с изображением предметов, включающих в себя мягкий звук «ЛЬ».
Как играть: цепляем на удочку карточки и правильно произносим
«попавшиеся на крючок» предметы (лестница, лента и т.д.).
«попавшиеся на крючок» предметы (лестница, лента и т.д.).
Цель игры: закрепление навыка произношения мягкого звука «ЛЬ».
Веселый светофор.Что понадобится: большие разноцветные куски картона и изображения разноцветных предметов, содержащих звук «Л» (оранжевый апельсин, серая лошадь и т.д.).
Как играть: детям нужно выбрать карточки с предметами определенного цвета и положить их в нужный ящичек (цветной лист) того же цвета, произнося словосочетания: оранжевый апельсин, серая лошадь и т.д.
Цель игры: научение отличению друг от друга твердого и мягкого звуков «Л» — «ЛЬ».
Как играть: детям нужно выбрать карточки с предметами определенного цвета и положить их в нужный ящичек (цветной лист) того же цвета, произнося словосочетания: оранжевый апельсин, серая лошадь и т.д.
Цель игры: научение отличению друг от друга твердого и мягкого звуков «Л» — «ЛЬ».
Непослушные звуки.
Логопедические игры
на звук [р]
Звук [р], пожалуй, самый сложный в освоении звук для малышей.
Этот вибрант требует и определенной степени напряжения
речевого аппарата ребенка и создании воздушной струи достаточной силы.
Звук [р], пожалуй, самый сложный в освоении звук для малышей.
Этот вибрант требует и определенной степени напряжения
речевого аппарата ребенка и создании воздушной струи достаточной силы.
Этот вибрант требует и определенной степени напряжения
речевого аппарата ребенка и создании воздушной струи достаточной силы.
Почему отсутствует звук «р»
Выделяют несколько причин сложностей, возникающих у детей при его произнесении:
-
Слабость органов речи.
-
Неправильное использование и распределение дыхания.
-
Генетическая наследственность.
-
Нарушения слуха.
-
Дефекты подъязычной связки.
Занимательные логопедические игры для детей и логопедические упражнения помогут скорректировать данные проблемы и выработать правильное произношение звука [р] у ребенка. Играть с ребенком желательно каждый день, но так, чтобы не допустить переутомления. В зависимости от возраста, за занятиями стоит проводить от 20 до 40 минут каждый день.
Выделяют несколько причин сложностей, возникающих у детей при его произнесении:
- Слабость органов речи.
- Неправильное использование и распределение дыхания.
- Генетическая наследственность.
- Нарушения слуха.
- Дефекты подъязычной связки.
Занимательные логопедические игры для детей и логопедические упражнения помогут скорректировать данные проблемы и выработать правильное произношение звука [р] у ребенка. Играть с ребенком желательно каждый день, но так, чтобы не допустить переутомления. В зависимости от возраста, за занятиями стоит проводить от 20 до 40 минут каждый день.
Логопедические игры на звук [р]
Игра «Лошадка»
Попросите малыша представить, что он – маленькая лошадка.
Пусть дотронется языком до бугорков за верхними зубами и
попытается воспроизвести цокающий звук, подобно этому
благородному животному (выполнять 20 раз). При этом рот
малыша должен быть широко раскрыт, а языку следует присасываться
к небу и максимально его расслабить.
Эта игра помогает запомнить место постановки языка при
произнесении звука [р] и научит щелкать языком.
Попросите малыша представить, что он – маленькая лошадка.
Пусть дотронется языком до бугорков за верхними зубами и
попытается воспроизвести цокающий звук, подобно этому
благородному животному (выполнять 20 раз). При этом рот
малыша должен быть широко раскрыт, а языку следует присасываться
к небу и максимально его расслабить.
Пусть дотронется языком до бугорков за верхними зубами и
попытается воспроизвести цокающий звук, подобно этому
благородному животному (выполнять 20 раз). При этом рот
малыша должен быть широко раскрыт, а языку следует присасываться
к небу и максимально его расслабить.
Эта игра помогает запомнить место постановки языка при
произнесении звука [р] и научит щелкать языком.
произнесении звука [р] и научит щелкать языком.
Прыжки на кочках
Объясните ребенку, что у него за верхними зубами находится
большая кочка (нёбо), по которой очень любит прыгать язычок.
Но, чтобы язычку не сорваться и не упасть в болото, и не быть
съеденным жабами, нужно сказать с придыханием «Д-Д-Д» так,
чтобы язычок прыгал строго по кочке. А потом чередуем повторение
звуков «Т – Д» и «ТДА – ТДЫ» много раз.
Объясните ребенку, что у него за верхними зубами находится
большая кочка (нёбо), по которой очень любит прыгать язычок.
Но, чтобы язычку не сорваться и не упасть в болото, и не быть
съеденным жабами, нужно сказать с придыханием «Д-Д-Д» так,
чтобы язычок прыгал строго по кочке. А потом чередуем повторение
звуков «Т – Д» и «ТДА – ТДЫ» много раз.
большая кочка (нёбо), по которой очень любит прыгать язычок.
Но, чтобы язычку не сорваться и не упасть в болото, и не быть
съеденным жабами, нужно сказать с придыханием «Д-Д-Д» так,
чтобы язычок прыгал строго по кочке. А потом чередуем повторение
звуков «Т – Д» и «ТДА – ТДЫ» много раз.
Колокольчик
Помогите ребенку представить, что сейчас его язычок –
это маленький колокольчик, и ему нужно весело позвенеть
в том месте, где недавно он прыгал на кочках, воспроизводя
много раз звук «ДЗНЬ».
Помогите ребенку представить, что сейчас его язычок –
это маленький колокольчик, и ему нужно весело позвенеть
в том месте, где недавно он прыгал на кочках, воспроизводя
много раз звук «ДЗНЬ».
это маленький колокольчик, и ему нужно весело позвенеть
в том месте, где недавно он прыгал на кочках, воспроизводя
много раз звук «ДЗНЬ».
Веселый язычок
Ребенок, поставив язычок на «кочку» под верхними зубами,
произносит звук «д»,а взрослый, подсунув туда палец, надетый
в напальчник, или специальную палочку, помогает язычку
колебаться в разные стороны так, чтобы у малыша получался звук «р».
Ребенок, поставив язычок на «кочку» под верхними зубами,
произносит звук «д»,а взрослый, подсунув туда палец, надетый
в напальчник, или специальную палочку, помогает язычку
колебаться в разные стороны так, чтобы у малыша получался звук «р».
произносит звук «д»,а взрослый, подсунув туда палец, надетый
в напальчник, или специальную палочку, помогает язычку
колебаться в разные стороны так, чтобы у малыша получался звук «р».
Гоночная машинка
Для этой игры изобразите на альбомном листе бумаги гоночные
трассы и подготовьте несколько игрушечных гоночных машинок.
Расскажите ребенку о том, что машинки сломались, и чтобы их
завести нужно хорошенько «порычать» языком, и пока малыш рычит,
машинки устроят веселые гонки. Ребенок должен одновременно «рычать»
и катать машинки по гоночным трассам. Машинки вполне можно заменить
рисованием ручкой траектории их движения.
Для этой игры изобразите на альбомном листе бумаги гоночные
трассы и подготовьте несколько игрушечных гоночных машинок.
трассы и подготовьте несколько игрушечных гоночных машинок.
Расскажите ребенку о том, что машинки сломались, и чтобы их
завести нужно хорошенько «порычать» языком, и пока малыш рычит,
машинки устроят веселые гонки. Ребенок должен одновременно «рычать»
и катать машинки по гоночным трассам. Машинки вполне можно заменить
рисованием ручкой траектории их движения.
завести нужно хорошенько «порычать» языком, и пока малыш рычит,
машинки устроят веселые гонки. Ребенок должен одновременно «рычать»
и катать машинки по гоночным трассам. Машинки вполне можно заменить
рисованием ручкой траектории их движения.
ПиРРамидка
Для этой игры понадобится обычная детская пирамидка
в разобранном виде. Взрослый предлагает малышу произнести за ним
слоги со звуком «Р» и разными гласными: «РА», «РО» и т.д.
Если ребенок произносит правильно, то он получает деталь
от пирамидки, и, в конце концов, собирает ее всю.
Игра помогает выработать стойкий навык автоматизации звука «р».
Для этой игры понадобится обычная детская пирамидка
в разобранном виде. Взрослый предлагает малышу произнести за ним
слоги со звуком «Р» и разными гласными: «РА», «РО» и т.д.
Если ребенок произносит правильно, то он получает деталь
от пирамидки, и, в конце концов, собирает ее всю.
в разобранном виде. Взрослый предлагает малышу произнести за ним
слоги со звуком «Р» и разными гласными: «РА», «РО» и т.д.
Если ребенок произносит правильно, то он получает деталь
от пирамидки, и, в конце концов, собирает ее всю.
Игра помогает выработать стойкий навык автоматизации звука «р».
Веселый паровозик
Возьмите изображение детского паровозика и карточки
с животными, в названии которых есть звук «р».
Предложите ребенку отправить пассажиров в путешествие
на паровозике, назвав их и правильно произнести при этом звук «р».
Правильный звук становится билетом для будущих пассажиров.
Игра также помогает выработать стойкий навык автоматизации звука «р».
Возьмите изображение детского паровозика и карточки
с животными, в названии которых есть звук «р».
Предложите ребенку отправить пассажиров в путешествие
на паровозике, назвав их и правильно произнести при этом звук «р».
Правильный звук становится билетом для будущих пассажиров.
с животными, в названии которых есть звук «р».
Предложите ребенку отправить пассажиров в путешествие
на паровозике, назвав их и правильно произнести при этом звук «р».
Правильный звук становится билетом для будущих пассажиров.
Игра также помогает выработать стойкий навык автоматизации звука «р».
Объяснялка
Игра с небольшим усложнением, которая научит распознавать
звук в речи и определять его места в слове, вырабатывает
стойкий навык автоматизации звука «р».
Для игры понадобится много карточек, на которых изображены
различные предметы и животные с надписями, игровые фишечки
разных цветов. Ребенку нужно выбрать те картинки, в которых
есть звук «р», назвать их и определить место в слове, где этот
звук находится, поставив на него определенную фишечку:
начало слова (желтая фишечка), середина слова (зеленая фишечка),
конец слова (красная фишечка).
Игра с небольшим усложнением, которая научит распознавать
звук в речи и определять его места в слове, вырабатывает
стойкий навык автоматизации звука «р».
звук в речи и определять его места в слове, вырабатывает
стойкий навык автоматизации звука «р».
Для игры понадобится много карточек, на которых изображены
различные предметы и животные с надписями, игровые фишечки
разных цветов. Ребенку нужно выбрать те картинки, в которых
есть звук «р», назвать их и определить место в слове, где этот
звук находится, поставив на него определенную фишечку:
начало слова (желтая фишечка), середина слова (зеленая фишечка),
конец слова (красная фишечка).
различные предметы и животные с надписями, игровые фишечки
разных цветов. Ребенку нужно выбрать те картинки, в которых
есть звук «р», назвать их и определить место в слове, где этот
звук находится, поставив на него определенную фишечку:
начало слова (желтая фишечка), середина слова (зеленая фишечка),
конец слова (красная фишечка).
Повторюшка
Самое распространенное, доступное и простое упражнение
на автоматизацию проблемного звука. Обязательно используйте
его в играх и общении с ребенком. Взрослый произносит
предложения со звуком «р», а ребенку нужно правильно их повторить:
Сегодня утром мороз.
Ракета отправилась в космос.
Ранец легко открылся.
Тигры встали в круг.
Роза решила погулять…. и т.д.
Самое распространенное, доступное и простое упражнение
на автоматизацию проблемного звука. Обязательно используйте
его в играх и общении с ребенком. Взрослый произносит
предложения со звуком «р», а ребенку нужно правильно их повторить:
на автоматизацию проблемного звука. Обязательно используйте
его в играх и общении с ребенком. Взрослый произносит
предложения со звуком «р», а ребенку нужно правильно их повторить:
Сегодня утром мороз.
Ракета отправилась в космос.
Ранец легко открылся.
Тигры встали в круг.
Роза решила погулять…. и т.д.
Веселые предложения
Также простая, доступная, но эффективная игра. Для нее подготовьте карточки, на которых изображены различные предметы и животные, в названии которых есть звук «р»: тигр, помидор, репка, роза, ракета, радуга и т.д. Предложите ребенку составить собственные предложения, используя слова с карточек.
Также простая, доступная, но эффективная игра. Для нее подготовьте карточки, на которых изображены различные предметы и животные, в названии которых есть звук «р»: тигр, помидор, репка, роза, ракета, радуга и т.д. Предложите ребенку составить собственные предложения, используя слова с карточек.
Комментариев нет:
Отправить комментарий