Развиваем умение запоминать большой объём материала
Память при освоении навыка скорочтения — это важный элемент, которому стоит уделить особое внимание. Важно, чтобы дети научились быстро читать и запоминать прочитанное, в противном случае навык не имеет смысла в принципе.
Память может быть кратковременной и долговременной. Приёмы, используемые для запоминания, будут зависеть от целей: запомнить материал на короткое время или на всю жизнь.
Считается, что кратковременное запоминание происходит в случаях:
- умения концентрироваться и не обращать внимания на внешние раздражители;
- способности визуализировать прочитанное, создавая красочные образы;
- эмоционального восприятия прочитанного.
Нужно помнить о том, что чем больше эмоций материал вызовет у ребёнка и чем красочнее он сможет его себе представить, тем больше вероятность, что он его запомнит.
Долговременная память работает по несколько иному принципу. Чтобы запомнить материал надолго, его нужно будет многократно повторить, причём ключевое значение будет иметь не число повторов, а промежутки времени между ними.
Современные специалисты уверены, что повторять материал для долговременного запоминания можно двумя способами:
- если нужно запомнить большой объём информации за два дня, то в первый раз повторить материал нужно сразу после прочтения, второй — спустя 20 минут после первого повторения, третий — спустя 8 часов после второго, последний четвёртый раз — спустя сутки с момента последнего повторения;
- если запомнить материал нужно за неограниченный промежуток времени, то повторять его в первый раз также нужно сразу после прочтения, второй раз — спустя полчаса после первого повторения, третий — спустя сутки после второго повторения, четвёртый — через несколько недель после третьего, и последний — через несколько месяцев с момента четвёртого повторения.
Эффективный метод запоминания — мнемотехника, которая работает в виде нескольких приемов. Самый популярный вариант — ассоциации. Путём ассоциаций можно учить стихи, песни, целые рассказы, составляя из картинок краткий или подробный опорный план.
Работа в тандеме со взрослым
Хороший результат даёт работа в команде со взрослым. Ребёнку во время занятия предлагается читать со скоростью, навязанной взрослым партнером. Для реализации этой методики подойдут следующие упражнения.
- Параллельное чтение — взрослый начинает читать текст, экспериментируя со скоростью, ребёнок в это время следит пальцем за ним, не сбиваясь.
- Эстафета — текст попеременно читают взрослый и ребёнок, резко меняясь ролями и постоянно меняя темп.
- Паровозик — взрослый начинает читать, ребёнок подхватывает с опозданием на несколько слов, читая в полтона. Цель ребёнка — не сбиться до конца текста и не отстать.
Работая над развитием скорочтения с помощью вышеописанных упражнений, можно добиться положительных результатов, даже уделяя занятиям всего по 10-20 минут ежедневно. А учитывая, что в современном мире с огромными потоками информации усваивать её быстро и в большом объёме уметь просто необходимо, навык скорочтения станет серьёзным подспорьем для самосовершенствования и саморазвития ребёнка в дальнейшем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий