3 Этапа постановки шипящих звуков с помощью артикуляционной гимнастики
3 этапа постановки звуков Ш и Ж
Постановка звука Ш поэтапно происходит в три действия. Сначала кратко охарактеризуем каждый этап. Более подробно разберем их ниже.
1. Подготовка. Во-первых, тренируем верную артикуляцию для Ш. После, чтобы научить ребенка говорить шипящие, используем речевой комплекс.
2. Постановка. Во-вторых, работаем над закреплением проговаривания Ш и Ж в словах. Ребенок воспроизводит шум дождя, шипение змеи, выход воздуха из пробитого колеса и т.д. Предлагаем ребенку повторить и запомнить скороговорки с шипящими звуками.
3. Автоматизация. В-третьих, добиваемся механического произношения Ш.
Для этого предлагаем использовать следующие игры:
· Игра-соревнование: дети играют со взрослым, по очереди называя все известные слова, начинающиеся на букву Ш или Ж.
· Для второй игры берем книгу, в которой много картинок. Ребенок называет по картинкам все предметы, в которых есть Ш или Ж.
· По аналогии с картинками, можно называть все встречающиеся предметы на улице, в которых есть буквы Ш или Ж.
· Эта игра на слуховое восприятие. Взрослый называет разные слова, а ребенок повторяет те, в которых встречаются Ш и Ж.
Артикуляционные упражнения на шипящие звуки
Для более легкого восприятия материала, представляем вам основные логопедические упражнения с картинками. Стоит отметить, что данные упражнения подходят для автоматизации не только Ш, но и других букв (например Р, Л, Щ, Ж).
Улыбка. Из названия становится понятно как следует выполнять упражнение. Широко улыбаемся и показываем белые зубки.
Трубочка. Губы тянем вперед так, как будто собираемся произнести У-у-у.
Чистим зубы. Губы в улыбке, языком водим внутри верхних зубов из стороны в сторону.
Варенье. Медленно облизываем верхнюю губу от носа вниз.
Качели. Кончик языка движется сверху вниз: от верхних зубов к нижним.
Ветер. Губы принимают положения для произношения У. Из этого положения дуем на предметы, находящиеся на столе. Это могут быть: шарик из бумаги, из ваты, небольшие мячики, игрушечные машинки и цветные карандаши.
Лошадка. В данном упражнении изображаем звук копыт лошади.
После выполнения предложенных упражнений, переходим к их автоматизации. Для дополнительных занятий вы можете воспользоваться конспектом индивидуальных занятий с картинками (буклетом) в пособиях по логопедии.
Скороговорки на страже дикции
Предлагаем запомнить и проговаривать следующие чистоговорки для дошкольников. Их существует очень много, вы можете выбрать для запоминания любые.
Вот несколько скороговорок на звук Ж.
Мы разобрали три пути к правильному произношению шипящих. Обобщим вышесказанное:
1. Стремимся к правильному повторению Ш и Ж. Каждый орган голосового аппарата должен участвовать, а не препятствовать, в их произношении.
2. Выполняем речевые упражнения каждый день. Если вам не удается постановка звуков дома, то обратитесь за помощью к логопеду. Опытный специалист сможет помочь в короткий срок.
3. Для автоматизации Ш, Ж в речи повторяйте чистоговорки. Делайте это как можно чаще. Утром по дороге в садик, вечером на прогулке, перед сном дома.
Комментариев нет:
Отправить комментарий